Большой Оршинский мох 2 февраля 2008 г. Разведка боем.


Содержание

Предыстория
Дорога
На лыжах к самолету
Через озера и болота

Предыстория

Съездить в небольшой лыжный поход на Большой Оршинский мох мы собирались давно, но именно эта разведка получилась как-то спонтанно.

Началось все с плохой фотки лежащего в болоте самолета, сделанной с параплана. Именно после того, как мы ее увидели, у нас возникла идея посетить эти места. И даже не столько ради самолета, сколько в целом посмотреть на местность, где ни разу не были, хотя находится она меньше, чем в часе езды от дома. Хотя и на лежащий еще со времен войны самолет тоже хотелось посмотреть.

Изначально планировалось ехать на разведку двумя Нивами - на боевой Виталика Вершинина и на (тоже боевой) Сергея Сорокина. Но наши планы обычно страдают от одним небольшим недостатком. А именно - не сбываются. Примерно за три дня до отъезда Серега вспомнил, что едет в Москву на ралли третей категории, и не сможет принять участие в разведке.

Мы уже почти решили не ехать, но потом я подумал, а почему бы не использовать в качестве второй машины мою ауди? Посоветовавшить, постановили так и сделать. Первая машина - боевая подготовленная Нива Виталика, а вторая - моя совершенно неподготовленная старенькая ауди.

Едем до куда доедет ауди, после чего встаем на лыжи и передвигаемся на них.

Забегая вперед, сразу скажу, что проехать удалось везде. Ниже - схема нашего маршрута.

Рисунок 1. Схема маршрута

Схема маршрута

Дорога

Встали не очень рано, чтобы в десять утра встретиться у заправки на выезде из города в направлении карьеров. И даже встретились почти в это время, что тоже для нас не очень характерно :)

Первый экипаж - Виталик и Паша на Ниве, второй - я и Олька на ауди.

До Рождествено доехали быстро. А сразу перед церковью нам налево...

Рисунок 2. Рождествено

Рождествено

Сразу после поселка началась скользкая грунтовка. И ладно бы ровная! Но неглубокая ледяная колея способствовала приличной болтанке даже моей машины, так что скорость упала до 40-50 км/ч.

Шли по карте и GPS, но все-таки проворонили нужный поворот на деревню Быково, откуда начинается нужный нам зимник к озерам. Почувствовали неладное, когда прибор сказал, что мы уже перемахнули через Созь. Пришлось вернуться метров на 500 назад. Больше мы не блудили.

Зимник, выходящий из деревни, мне понравился. Вернее, это пока был не он, а обычная грунтовка. Но проехать по ней можно было без проблем даже на моей длинной и низкой машине.

А потом въехали в лес, и стало посложнее. Для меня. Появились глубокие ямки и высокие кочки, которые ауди цепляла задней балкой и юбкой. Но, в принципе, ничего страшного не было. Только в паре мест пришлось чуть поволноваться. Например, когда переезжали мостик из бревен через ручей.

Рисунок 3. После форсирования ручья

После форсирования ручья

После ручья начался заболоченный сосновый лес, а дорога чуть ровнее. Получилось прибавить скорость километров так до 30 в час. Полагаю, Виталик сзади на Ниве скучал, а я берег юбку под бампером.

Спустя несколько минут мы выяснили, что дорогой этой пользуется куча народа, которому охота порыбачить на озерах. Нам навстречу двигался уазик. А разъехаться-то и негде. Кое-как приткнулись в снегу на обочине, хотя по логике уазик должен был туда уехать... но я ведь еще ни разу не застрял!

Уазик с трудом, но проехал мимо нас, а сзади уже подоспела буханка с другими рыбаками. Только сначала нам требовалось выехать на дорогу. Ауди вперед ехать отказывалась, зато назад, к моему удивлению, сдвинулась. Потом еще туда-сюда - и мы на дороге. Это меня удивило. Но еще больше меня удивило, что подготовленная Нива на больших колесах на этой обочине застряла.

Рисунок 4. Немножко застрявшая Нива

Немножко застрявшая Нива

Я было уже собирался дернуть машиной, но тут набежала толпа мужиков из буханки и секунд за 40 Ниву вытолкали на дорогу.

Потом еще немножко бурелома, и выезжаем на болото, покрытое низенькими сосенками. Дорога - ровная и не скользкая. Тут я чуть придавил педальку примерно до 60 км/ч. Можно было и больше, но я пока не освоился с дорогой, да и неизвестно, что там впереди.

Таким макаром и доехали до оз. Великого. Под радостые возгласы Виталика из рации. И осторожно выехали на лед.

Я решил припарковаться сразу, справа от дороги, о чем и пожалел через минуту, когда наша ауди повисла на брюхе, провалившись в рыхлый снег. Эх, не надо было так рано съезжать с зимника!

Рисунок 5. Застряли на оз. Великом

Застряли на оз. Великом

Впрочем, через 3 минуты Виталик нас выдернул. Подоспевшей буханке с рыбаками даже не пришлось ждать.

Рисунок 6. Спасение ауди из ледяного плена

Спасение ауди из ледяного плена

Без проблем припарковавшись уже на озере, мы приступили ко второй части нашей разведки.

На лыжах к самолету

Стоял лекгий плюс и дул сильный ветер. Причем, дул в лицо, что однозначно указывало, в какую сторону нам предстоит двигаться. Быстренько нацепив лыжи и собрав перекус в дорогу, двинулись навстречу ветру вдоль берега оз. Великого. Само собой, по льду. А ехать на лыжах было очень хорошо - тонкий слой снега с легким настом позволял непринужденно двигаться даже коньком. Вот только ветер в морду... Впрочем, метров через 200 все согрелись, и он не особо досаждал.

Рисунок 7. Стартуем навстречу ветру

Стартуем навстречу ветру

Виталик встал на лыжи первый раз за какое-то чудовищное количество лет (столько не живут), но чувствовал себя вполне уверенно, даже упал раза два, не больше :)

Рисунок 8. Виталик и Олька

Виталик и Олька

Зато Пашка рассекал коньком туда-сюда и чувствовал себя просто отлично. Еще бы - это ж не программки писать :)

Рисунок 9. Довольный Пашка

Довольный Пашка

Полтора километра по озеру оказались просто песней по сравнению с движением по лесу. Такая вот незадача - самолет лежит в лесу. С другой стороны, если бы он лежал в озере, то вряд ли нам бы удалось на него посмотреть.

Буквально в паре сотен метров от берега наш маршрут преграждала полоса бурелома, тянущаяся вдоль берега. Решили форсировать пешком.

Рисунок 10. Впереди бурелом

Впереди бурелом

Наваленные друг на друга мерзлые стволы - не самая лучшая опора для лыжных ботинок, да и лыжи с палками в руках не располагали к акробатике. Но, к счастью, полоса бурелома была неширокой. Но за это время я успел пожалеть, что фонарики лежат в рюкзаке, вместо того, чтобы защищать ботинки от попадания в них снега.

Рисунок 11. Форсируем бурелом

Форсируем бурелом


Миновав бурелом, продолжили движение. GPS верно указывал нам путь к цели. К слову, точные координаты самолета добыл у Жени Павлова Серегей Сорокин, так что мы не боялись его не найти. Прибор-то указывал верно, да меня смутил треугольник на дисплее, показывающий направление движения. А показывал он почему-то основанием вперед. В результате, я понял, что мы идем не туда, когда расстояние до цели начало стремительно увеличиваться. Хотя при этом я был почти уверен, что мы идем верно.

Виталик достал компас, и все сразу встало на свои места. В частости, стало ясно, что я ступил :) После этого случая я перестал обращать внимание на этот треугольник и смотрел только на цифры.

Лес сменился куском болота, потом снова начался сосняк. Передвигались медленно, так как болотные кочки и деревья мешали разогнаться. Да еще GPS в руке... Тем не менее, километр с небольшим до самолета преодолели достаточно быстро.

Появление самолета не стало неожиданностью - все-таки координаты были указаны точно. Но если бы нам пришлось искать эту точку без них, то фиг бы мы что нашли. Останки самолета, засыпанные снегом, видны метров с пятидесяти.

Рисунок 12. Саомлет вблизи

Саомлет вблизи

Сам самолет не очень впечатляет. Признаюсь, подсозналетьно мы ожидали увидеть что-то более масштабное. Но увидели, что увидели :)

Рисунок 13. Издалека самолет сложно заметить

Издалека самолет сложно заметить

Я не разбираюсь в самолетах, но судя по тому, что осталось и размерам, это точно не истребитель. Национальную принадлежность определить, не раскапывая снег, не удалось. Инетерсно, что каркас самолета оказался железным - я почему-то думал, что железо там не использовалось.

Рисунок 14. Каркас самолета железный

Каркас самолета железный

А вот алюминий оттуда уже потырили - от обшивки почти ничего не осталось. Даже труднодоступность места не уберегает от расхищения :(

Рисунок 15. Остатки цветмета

Остатки цветмета

Внимательно осмотрев самолет, к нашему удивлению, удалось обнаружить сохранившиеся деревянные фрагменты в каркасе. И дерево до сих пор не сгнило!

Рисунок 16. Деревянные фрагменты

Деревянные фрагменты

Рисунок 17. Ух ты! Что это там?

Ух ты! Что это там?

Рисунок 18. Осмотр и фотографирование

Осмотр и фотографирование

Рисунок 19. Интересный кадр

Интересный кадр

Да, кстати, координаты самолета, если кому интересно. Они уже давно ни для кого не являются секретом. В отличие от некоторых других...

Рисунок 20. Координаты самолета

Координаты самолета

Насмотревшись на самолет, маленько перекусили и отправились на поиски другого, о котором говорил Камыш у нас на форуме. По его словам, лежит он в районе средней дренажной канавы, то есть в полотора километрах на восток от этого. Виталик высказал предположение, что наш и их самолет может оказаться одним и тем же тем более что описания совпадают, и я склонен был с этим согласиться. Но все равно, мы решили вернуться к машинам через то место.

Попробовали пойти по азимуту, но сразу же наткнулись на длиннющую полосу бурелома, которую уж больно не хотелось форсировать. Поэтому решили идти вдоль нее максимально близко к выбранному направлению. Местность началась такая, как на фотке с дуплом.

Рисунок 21. Дупло

Дупло

А бурелом по правую руку все не кончался. Сначала мы перешли первую из трех, самую западную канаву, причем заметить ее удалось только потому, что GPS показывал, что мы на ней стоим. А дальше так и пошли вдоль бурелома, постепенно заворачивая к озеру, то есть в сторону от нужного места. Но и лезть через деревья не хотелось.

Рисунок 22. Дренажная канава прямо по курсу

Дренажная канава прямо по курсу

Так постепенно мы пошли в обратном направлении. Коллективно было решено не шляться сегодня по буреломам, тем более что шансов найти среди наваленных стволов самолет, которого там, скорее всего, нету, у нас практически не было. Действительно, без точных координат там можно блуждать неделю, и остаться ни с чем.

В результате, мы повернули лыжи в сторону озера по кратчайшему пути. Выбирались на лед как раз по дренажной канаве, ближайшей к самолету.

Рисунок 23. Выбираемся по канаве на лед

Выбираемся по канаве на лед

Судя по фотографии, неудивительно, что нам не удалось заметить эту канаву с озера. А мы-то думали, что идти по ней будет проще.

Рисунок 24. Последние метры перед озером

Последние метры перед озером

Возвращаться обратно по озеру да по ветру, особенно после буреломов - песня еще покруче, чем ехать сюда. Еще бы чуть сильнее ветер, и лыжи ехали бы сами в прямом смысле. Обратная дорога заняла раза в три меньше времени.

Вернувшись к машинам, переоделись и перекусили. Мимо нас проезжали машины с возвращающимся с рыбалки народом. А народа на озере было много.

Рисунок 25. Толпы рыбаков на машинах на оз. Великом

Толпы рыбаков на машинах на оз. Великом

Через озера и болота

Увидев такое оживление в одном из самых недоступных мест тверской области, мы подумали "А не махнуть ли нам через весь Оршинский мох, вместо того, чтобы возвращаться назад?" И сами себе ответили "Махнуть". Уж больно заманчивая идея проехать там, куда летом можно добраться только на лодке.

По озеру в разные стороны шли накатанные колеи, по которым ехалось вполне неплохо, но после 80 км/ч машину начинало сбрасывать в рыхлый снег, отчего скорость тут же падала. А просто по снегу ехать машине не хватало мощности - 60 км/ч - предел.

Примерно на середине оз. Великого мы остановились сфотографироваться на память :)

Рисунок 26. Озеро Великое

Озеро Великое

Рисунок 27. Ауди в центре Великого

Ауди в центре Великого

Сначала мы планировали попасть в деревню Остров, проехав по протоке в озеро Белое, но подъехав к протоке обнаружили, что путь нам преграждает широкая трещина и торосы. По берегу в объезд вела колея, но я посчитал, что для ауди она не очень проходима. Постановили ехать до следующей протоки на север, откуда можно попасть сразу на деревни Петровское и Заречье.

Но и в следующей протоке нас ждало препятствие в виде трещины и торосов.

Рисунок 28. Торосы в протоке

Торосы в протоке

Тем не менее, было решено их форсировать.

Рисунок 29. Готовлюсь прыгать

Готовлюсь прыгать

Поверх льда стояла вода, а в месте трещины лед выдавило наверх небольшим валом. Переезжая, ауди чиркнула брюхом, но уверенно миновала препятствие.

Рисунок 30. Преодолеваем трещину

Преодолеваем трещину

Дальше дорога по льду вела прямо к узкой протоке между деревнями Петровское и Заречье. Тут мы еще раз остановились, дабы пофотографировать.

Рисунок 31. Остатки моста в протоке между деревнями

Остатки моста в протоке между деревнями

Слева от нас располагалась деревня Петровское, а справа - Заречье.

Рисунок 32. Деревня Петровское

Деревня Петровское

Рисунок 33. Деревня Заречье

Деревня Заречье

Через Заречье лежал наш дальнейший путь - из этой деревни шел зимник на деревню Сутоки, стоящую у асфальта.

Запечатлев себя в самом центре непроходимых болот и озер на матрицах наших фотоаппаратов, мы двинулись на север.

Рисунок 34. Почти реклама Лебедушки :)

Почти реклама Лебедушки :)

Деревня Заречье давно уже практически не жилая. Говорят, постоянно тут живет только один человек. Тем не менее, новые дома тут строят - очень хорошее место для дачи.

Рисунок 35. Заречье. Вид с озера.

Заречье. Вид с озера.

Деревня изнутри выглядит куда более заброшенной, чем с озера.

Рисунок 36. Центральная улица Заречья

Центральная улица Заречья

Не задерживаясь в деревне, выбрались на зимник. По сравнению с дорогой до озера от Быково, качество этой дороги оставляло желать лучшего. Конечно, для боевой Нивы Виталика зимник не представлял никакого интереса, но из-за глубокой колеи и ям, ауди приходилось держать скорость около 10 км/ч и постоянно идти вразрез колеи. В ерзультате, несколько раз ее сносило в глубокий снег на обочине, однако застрять так и не удалось.

Рисунок 37. Съехавшая с дороги ауди

Съехавшая с дороги ауди

Буквально в полукилометре от зимника находилось озеро Тотное. Разумеется, мы не могли на него не заехать.

Рисунок 38. Дорога на озеро Тотное

Дорога на озеро Тотное

Дорога на Тотное мне понравилась - 80 км/ч ехалось без труда. Жалко, короткая...

Выехав на лед, первым делом обнаружили снежную бабу, слепленную в прошлые выходные знакомыми с форума. О ней они писали в своем отчете о поездке. Правда, на бабу эта конструкция походила мало...

Рисунок 39. Типа снежная баба

Типа снежная баба

А на озере царило оживление. Рыболовы на разнообразных транспортных средствах занимались любимым делом.

Рисунок 40. На озере Тотном

На озере Тотном

Все были пьяные и веселые. Проезжающий народ на снегоходах помахал нам рукой.

Рисунок 41. На озере Тотном

На озере Тотном

Сделав круг почета по озеру, мы поехали дальше.

Местность в окрестностях Тотного - типичное верховое болото, поросшее низеньким сосняком.

Рисунок 42. Болото в окрестностях Тотного

Болото в окрестностях Тотного

Чуть дальше на север сосняк стал еще более хилым и редким. Вот там-то и лежал полузатопленный трактор.

Рисунок 43. Трактор

Трактор

Он прокладывал зимник в менее удачную зиму и провалился в болото. Чтобы он совсем не утонул, его подвесили на бревна, да так и оставили, потому что вытащить его отсюда просто нечем. Зато сейчас я легко и непринужденно подъехал к нему вплотную на ауди.

Рисунок 44. Вот такие мы крутые :)

Вот такие мы крутые :)

Рисунок 45. В центре непроходимых болот

В центре непроходимых болот

Поразвлекавшись с тракотором, поехали дальше, но почти сразу же остановились снова, потому что забыли еще одну вешь. Вылезли из машин и пошли раскапывать снег на кочках.

Рисунок 46. Собирательсво - древнейшее занятие человека

Собирательсво - древнейшее занятие человека

Думаю, все уже догадались, что мы искали.

Рисунок 47. Клюква из-под снега

Клюква из-под снега

Клюква из-под снега - самая вкусная. Олька порывалась набрать ее побольше, но дело близилось к темноте, а мы еще не выехали из болота.

Рисунок 48. Пока мы собирали клюкву

Пока мы собирали клюкву

Мы как раз находились в одном из самых непроходимых мест болота - даже сосны тут почти не росли. Зато зимник был очень ровный. Если бы не лед в колее, можно было бы двигиться за сотню километров в час.

Рисунок 49. Зимник

Зимник

До леса оставалось меньше километра, которые мы преодолели очень быстро.

Рисунок 50. Болото кончается

Болото кончается

Болото кончилось, вместо него началась лесная дорога. То есть глубокая колея и ямы. В паре мест мне казалось, что вот тут ауди уж точно не проедет, но она почему-то проезжала, даже не буксуя. Только многстрадальный пластиковый фартук под бампером чиркал по снегу. Чтобы совсем его не оторвать, приходилось ползти еле-еле. Но и эту дорогу мы осилили. И выехали в Сутоки.

Рисунок 51. Конец лесной дороги

Конец лесной дороги

Смеркалось. Нас ждал на свой день рождения в Чуприяновке Сашка Ершов. Надо было ехать в Тверь. Вот только на 5 минут остановились сделать пару кадров церкви в Сутоках.

Рисунок 52. Церковь в Сутоках

Церковь в Сутоках

Рисунок 53. Домик для пожертвований

Домик для пожертвований

Перед Бежецким шоссе остановились, чтобы попрощаться. Виталик ехал к себе в деревню Кушалино, а мы - в Тверь. Пересадили к себе Пашку с лыжами и двинулись в разные стороны.

Рисунок 54. Конец

Конец

rass, 10 февраля 2008г.